Женский клуб

"Мудрая жена устроит дом свой..." Пр 14.1

«Христианство в мировом кинематографе»

Опубликован от Светлана Ильина, 1 год назад, 0 Комментариев

Христианское кино, это ведь не обязательно кино о Христе и Церкви. Это кино, о чем угодно: о футболе, о семейной жизни, о дружбе в окопах, обо всем, что придет на ум. Но это кино, снятое человеком, в чьем сознании и совести Христос занимает центральное место. У такого человека больше нравственных и эстетических ограничений в творчестве. Не обо всем он скажет громко, и не все покажет крупным планом. Художник, помнящий о Боге сумеет заметить много такого, на чем не задержится уставший и презрительный взгляд агностика. Высмотреть всех букашек, но слона так и не заметить — печальный талант всех не умеющих молиться. Кино не создавалось как средство для миссионерства или как лекарство для измученных душ. Но ничто не помешало киноискусству уже вскоре после появления стать мощным средством воздействия на души миллионов. Это воздействие разное. Кино, как наркотик, может обезболивать, а может дурманить. Но те фильмы, что составили «золотой фильмофонд» мира, внутренне связаны с Евангелием.

Мы живем в обществе, в котором сознание людей формируется в значительной степени средствами массовой информации и подавляющее большинство наших современников, особенно молодых людей, формируется в парадигме кино-видеопродукции. Они мало читают, но много смотрят видеопродукции, которая по большей части с художественной точки зрения, тем более с духовной, очень низкого качества, хотя встречаются и подлинные произведения искусства. Коль скоро мы имеем дело с обществом, сформированным в значительной степени миром визуальных образов, надо пытаться вести диалог с этим обществом на понятном для сознания современного человека языке.

В западном кинематографе в последние годы появилось довольно много игровых фильмов, поставленных на высоком художественном уровне, говорящих на темы, связанные с историей человечества, с историей христианства. В современной мировой кинематографической культуре нередко появляются и подлинные произведения искусства, в которых ставятся не только значимые культурные проблемы, но и проблемы духовно-религиозные. Такие фильмы, как: «Камо грядеши» по роману Генрика Сенкевича «Quo vadis» польского режиссера Ежи Кавалерович 2001 г. — это первохристианские, апостольские времена и, наряду с этим, фильм Ридли Скотта «Гладиатор» 2000 г. — это миф языческого Рима в самом себе. И постепенно доходим до нашей современности, о которой говорят, например, фильм Оливера Стоуна «Спаситель» или фильм Агнешки Холланд «Третье чудо». Таким образом люди получают возможность увидеть в привычном для нее кинематографическом ключе визуальных образов яркую историю христианства. Мы здесь говорим и о христианстве в Исландии в фильме «Полет ворона» режиссер Храфн Гуннлаугссон, и о христианстве в древней Руси, говорим о Жанне д’Арк — знаменитой святой католического мира. Замечательный фильм «Час гнева» открывает перед нами ужасы исполненной подвига мученической истории Балканских стран 17 века. Один из самых красивых и ярких фильмов мирового кино — фильм «Миссия» открывает историю миссионерской деятельности ордена иезуитов в 18 веке, и вот так перед нами открывается замечательная панорама истории христианства, которая не может не производить сильного впечатления на нашу среду. Есть еще одна немаловажная деталь. Видя образы христиан, воплощаемые на экране выдающимися деятелями современного кино, кинозвездами, подчас далекими в своей личной жизни от религиозных вопросов, не все же идут по пути Мэла Гибсона, современные зрители начинают проникаться ощущением значимости христианства, его актуальности для современного мира, ну и, конечно, открывают для себя замечательную историю, ибо для христианина гораздо легче, чем для человека «обезбоженного» ощутить свою связь с историей, ибо наше историческое прошлое — это прошлое христианское. Когда христианин размышляет над историей, он по сути дела видит в истории не только своих предшественников исторических, но и своих духовных братьев. У нас есть уникальная возможность использовать современный кинематограф в просветительской миссионерской проповеди священника, пытающегося говорить с современным миром на его языке.

 

Фотоархив Общества «Россия в красках»

Если вам понравилась статья, вы можете добавить её на вашу стену в соц. сеть

v Q t f